КАК ДЕЛАЮТ МЕГА-КОНЦЕРТЫ — ИСТОРИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
«Гардиан» публикует серию статей о тех людях, которые работают «за сценой» и организовывают «мега-концерты» (от ред.)
Работаете ли вы в пабе или на стадионе, будучи звукорежиссером, нужно иметь живой ум. Когда происходит что-то неожиданное, вы должны быть абсолютно спокойны и разбираться с проблемами методично. Паника тут не поможет. Я понял это давно, когда я работал в «Мин Фиддлер» («Злобный скрипач» — паб в Харлесден, Лондон), и я отстраивал звук на концерте Fall (1986), это было весело.
Когда они вышли на сцену, первое, что сделал Марк Э Смит одним ударом снес гитарный усилитель на сцене, потом вынул одеяло из большого барабана и стал в него петь. Как только кто-то вышел и разобрался с усилителем, он пошел и снова пнул его. Если вы можете сделать звук в таком бардаке, вы можете сделать его где угодно. Были события и другого рода, когда я работал на двух концертах с Pogues, в Fleadh in Finsbury Park. Как только они начали играть, 30000 пинт дождя вылилось на нас. Я предполагал, что это произойдет, и закрыл микшерный пульт, так и проработал до конца шоу.
В настоящее время я работаю с Muse, и мы играем на стадионах уже более 10 лет. Как только вы пересекаете определенный порог, технические сторона дела начинает сильно отличатся от концерта в пабе. С одной стороны звук на сцене становиться более контролируемым. С другой же, вы больше подвержены влиянию законов физики: архитектуры, ограничений площадки, и не в состоянии ничего изменить.
Как только группа начинает играть на открытом воздухе, все становится гораздо сложнее. Окружающая среда непредсказуема, особенно ветер. Мы были хэдланерами на фестивале Leeds (в 2006 году) в сезон дождей. В этих обстоятельствах, вы не так много можете сделать. Вы понимаете довольно быстро, чтобы не надо реагировать на ветер — вы не можете изменить его. Когда музыка звучит, как будто ее сдувают, это именно то, что происходит. Мне просто приходится принять это и держаться. Жалко слушателя, и действительно хочется, чтобы был красный телефон к Богу, попросить выключить безобразие. Именно по этой причине я накануне концерта смотрю прогноз погоды.
Тем не менее, у меня хорошая команда, и у нас есть много способов борьбы с проблемной акустикой. Muse не боятся затрат, чтобы слушатель получил качественный звук. Они много знают, но они также знают, когда оставить вопросы звука на меня, они мне доверяют. Я ведь работал с ними и видел, как они сначала работали в маленьких клубах, а потом в залах побольше и уж затем на фестивальных площадках.
Когда группы играют на стадионах, они берут с собой свою звуковую систему. Вы можете спросить, а почему каждый стадион не оборудован такими же системами. Это дело вкуса и технических особенностей. Я не могу использовать то же оборудование, как у кого-то еще. Кроме того, звуковые и световые системы строятся вместе, и всё заранее планируется за несколько месяцев. Так что звук на стадионе нельзя приспособить для своих нужд. Это сработает только с артистами, которым не нравятся визуальные шоу и им нужен только звук, выходящий из порталов.
Перед концертом Muse, я провожу много времени на стадионе, присаживаюсь в разных местах. Я всегда пытаюсь найти худшие место. Моим идеалом является то, что не должно быть лучшего или худшего места, цель — одинаковый звук для всех. Я работаю много лет с одной и той же компанией, производящей усилители и громкоговорители, и они знают, за что я борюсь. Мы вместе садимся на эти худшие места и пытаемся понять, как можно все решить.
Мое оборудование выглядит как у Доктора Кто — я до сих пор использую аналоговый микшерный пульт. Muse поддались на это, потому что это выглядит немного странно и научно-фантастично. Можно утверждать, что слушатель не поймет разницу между ним и цифровой техникой, но разница есть, так что я думаю, и вы можете услышать ее. Иногда Мэтт [Беллами] и Крис [Вольстенхольм] могут сыграть одну ноту, но она будет звучать массивной, потому что они отличные музыканты и аранжировки классные.
Я попал в этот бизнес, потому что сам играл в разных группах, в Ирландии. Мой папа был барабанщиком, и я тоже увлекался музыкой. Когда поступил в колледж в Дублине, то встретил парней, которые писали саундтрек к фильму, но не могли совладать с оборудованием, поэтому попросили им помочь. У меня был какое-то время свой лэйбл «Dead Elvis». Я работал с такими группами как House. Это был просто ряд счастливых случайностей, которыми надо было воспользоваться.
Я микшировал звук для JJ72, когда они поддерживали Muse, и ребятам понравилось то, что они услышали и спросили, не хочу ли я работать еще и с ними. С парнем, который микшировал их в то время у меня не сложились отношения, он не давал мне отстроить состав полностью, только пару каналов, поэтому я, не задумываясь, сказал им: «Да». Тем не менее, я еще работал с JJ72, так как вел их с 17 лет, и хотел услышать, как они будут концертировать с новым альбомом. Какое-то время, пытался совмещать работу в обеих группах, и Muse приглашали именитых звукорежиссеров на концерты, где я не мог присутствовать, так что очень здорово, что они по-прежнему работают со мной.
Было конечно пару страшилок. Например, в первый раз мы играли на Уэмбли, у меня пропало электричество. Шоу началось с группой около микшерного пульта, где мы пытались понять в чем дело. 75000 человек взревели, а группы на сцене не было. Это продолжалось всего лишь минуту, но это был самая длинная минута в моей жизни. Я бывал на концертах, когда группы начинали кричать на звукорежиссера прямо со сцены, это очень некрасиво, но со мной такого никогда не было.
Я думаю, что самый большой сольный концерт Muse был Live 8, на котором было 350000 человек. Самые большой фестиваль, где они были хэдлайнерами, вероятно, Stade de France (в 2013 году), на котором было 90000 человек, играли два вечера и билеты были все проданы. Вы должны получать кайф от происходящего, иначе что-то не так. Этот удивительный гул, когда гаснет свет и начинается музыка, и в течение следующих нескольких часов — это ваша жизнь. Иногда, вам вроде даже нравится, что пару вещей идут наперекосяк. Ну, может быть, не нравится, но это вызов. Это как решать кроссворд, когда на тебя смотрят 90000 человек.
Источник: The Guardian